Машины, помогающие строить
Мы привыкли, что отечественные машиностроители давно утратили некогда прочные позиции. Но не все остались за бортом рынка. Те, кто успел вовремя перестроиться, определить свою рыночную нишу и закрепиться в ней, успешно работают и сегодня. И пускай не все получается, и не всегда результат измеряется колоссальной прибылью. Не сразу образуется цивилизованный рынок, и не в один день машиностроение может вернуть былую славу. Главное, что это можно сделать. Все секреты завоевания рынка известны. Нужно только поверить в собственные силы и определить свой путь. Остальное — дело времени.
Липовые аллеи
ОАО «Лебедянский завод строительно-отделочных машин» («Строймаш») — градообразующее предприятие. Один из микрорайонов Лебедяни появился благодаря именно этому акционерному обществу. Поликлиника, обслуживающая население района, раньше тоже относилась к заводу. Большие участки теплотрасс, канализации, водопровода сделаны руками заводчан. Сейчас в городе есть предприятия, которые по мощности и объему прибыли превосходят «Строймаш», но такого вклада в развитие города они пока не внесли.
По свидетельству самих жителей, в домах, отапливаемых заводской котельной, температура на пять-шесть градусов выше, чем в других. Социальная сфера никогда не оставалась без внимания: сотрудниками завода регулярно, из года в год, благоустраивается территория, ремонтируются детские площадки. Почему в самом начале рассказа о предприятии мы говорим о его социальной роли? Да потому, что в жёстких условиях господства капитала никто никому и ничем не обязан, завод запросто может отказаться от оказания всякой помощи. Но не откажется, потому что сильны традиции, потому что генеральный директор Александр Ролдугин, возглавляющий его более 20 лет, прекрасно понимает всю сложность времени, а коллектив его поддерживает.
Каждый год в Лебедяни сотрудники завода высаживают липы, только в прошлом году посажено более 200 саженцев. Высаживание лип здесь считается едва ли не ритуалом, нетрудно догадаться почему. Липовые аллеи, если угодно — символ, а, может быть, даже знак патриотизма. Как раз то, чего жителям мегаполисов так часто не хватает.
Производство
Завод существует с 1947 года, тогда это было одно из оборонных, номерных предприятий — завод № 6. Производили чугунное литье, строительные тачки, бетоно — и растворомешалки, другие виды строительной техники и инвентаря. В девяностых заводу пришлось приспосабливаться к новым условиям рынка. Рассказывает заместитель генерального директора Валерий Головань: «С 1993 года руководство завода во главе с генеральным директором начало разрабатывать стратегический план для выхода на свободный рынок. Прекрасно понимая, что в сложившейся ситуации рано или поздно предстоит бороться с конкурентами, мы нашли поставщиков комплектующих в дальнем зарубежье и перешли на выпуск совершенно новой продукции.
Сейчас этот товар составляет более 70 % от общего объема производства«. Новый вид продукции завода строительно-отделочных машин — это цикличные гравитационные бетоносмесители СБР различных моделей, от малых, объемом барабана 50 литров (СБР-50), до крупных, на 800, 1000 литров (СБР-800, 1200).
По большому счету, бетоносмеситель — это синоним бетономешалки. Но назвать так лебедянские машины не поворачивается язык. Современные бетоносмесители, выпускаемые на заводе, соответствуют мировому уровню качества и вошли в сто лучших товаров России в сфере машиностроения по итогам позапрошлого и прошлого года и в тысячу лучших российских товаров в 2002 году. Строго говоря, импортируют на завод не так много деталей, как может показаться. В производстве бетоносмесителей только «груши» (та часть, где замешивается бетон) завозятся из-за рубежа. Причин тому несколько: чтобы производить аналогичные комплектующие, необходим сложный механический пресс. Такого в России пока не производят, а импортные механизмы стоят столько, что овчинка становится дороже выделки.
Сейчас торговые представители известных фирм Германии, Италии, Франции готовы взять на реализацию лебедянскую технику. Во-первых, потому что она дешевле минимум на 10—15 %, а во-вторых, потому что качественнее и долговечнее (сказывается приспособленность к суровым российским условиям). Но решение о поставках руководство завода принимать не спешит, пока нет острой необходимости. В Центральной части России лебедянский завод на рынке чувствует себя уверенно, а что касается липецких строителей, то они вообще крайне редко доверяют дело другой технике. В последнее время предприятие начинает осваивать новые рынки на юге страны — Краснодар, Ставрополь и рынок Сибири.
Конкуренция? Да, она существует. Подобные бетоносмесители выпускаются в Москве, в Туле, в Новосибирске. Но только подобные. Технические характеристики техники лебедянского завода «СОМ» на порядок выше. «Соотношение цена-качество — главный показатель конкурентоспособности, — подчеркивает генеральный директор Александр Ролдугин,- Мы подсчитываем себестоимость своей продукции вплоть до каждой шайбы, иначе просто не выживешь. И раз товар востребован, значит, главный рыночный показатель у нас близок к оптимальному».
Зарубежные поставщики строительного оборудования действуют по проверенной схеме: вначале — демпинг, вытеснение отечественных товаров, а затем — установление своей, привычной цены и торговля без лишних хлопот. Но, к слову, вхождения России в ВТО руководством завода, может, и не приветствуется, но и не воспринимается как катастрофа. Дрожи в коленках из-за перспективы встретиться с зарубежными производителями у заводчан не возникает. Единственные пожелания работников предприятия власти — облегчить процедуру прохождения таможенного контроля и защитить от необоснованного снижения цен импортерами. Остальное они сделают сами.
Товары и рынок
Сорок девять дилеров представляют продукцию ОАО «Лебедянский завод строительно-отделочных машин». Гарантийный срок работы бетоносмесителя — 18 месяцев, но практика показывает, что машины при должном внимании и соблюдении техники эксплуатации служат до двадцати лет и больше. Все зависит от условий. Но даже если какая-то деталь вышла из строя (а производитель прекрасно знает потенциально уязвимые места своего товара), по первой же заявке нужная запчасть будет доставлена. На заводе каждый месяц разрабатывается как план поставок готовой техники, так и план производства необходимых запчастей.
С 1992 года на предприятии активно работает служба маркетинга. Необходимость ее создания диктовали новые экономические условия: нужно было не только изучить и оценить потенциальные рынки сбыта, но и систематизировать саму сбытовую схему. На сегодня маркетинговый отдел полностью соответствует тому смыслу, которое вкладывается в само понятие «маркетинг». Здесь собирается и систематизируется не только информация о состоянии рынка строительных машин, но и составляются предложения по разработки новых товаров, производство которых способно увеличить прибыль.
Как любое другое предприятие, специализирующееся на производстве строительной техники, лебедянский завод сталкивается с проблемой сезонного падения спроса. Зимой, как известно, строительства ведется мало, и заводу приходится работать «на завтра», заполняя склады новыми, сияющими яркой краской бетоносмесителями. Нужны новые виды продукции, и, надо сказать, они уже есть.
С ноября 2002 года на предприятии освоен выпуск тепловых пушек, компрессоров. Главная ставка опять же делается на стоимость новых товаров с сохранением надлежащего качества. На 2003-й год в планах завода — выпуск нового, более мощного штукатурно-смесительного агрегата (сейчас — 2,5 кубометра раствора в час, в планах — 4 кубометра в час), мини-завода по производству бетона, паркетно-шлифовальных машин.
Склад готовой продукции встретил нас стройными рядами новых, еще не запылившихся бетоносмесителей. В сезон таких агрегатов выпускается около 2000 штук в месяц. Рядом — небольшая производственная выставка, на которой представлен весь спектр товаров завода. Описывать технические характеристики каждого нет возможности и необходимости. Специалист при выборе все равно будет опираться на свои опыт и знания, а не специалисту технические подробности ни о чем не скажут. На мой взгляд не специалиста, все товары отличают три характерные черты хорошей российской техники — добротность, надежность, простота.
Когда мы выходили, наш «экскурсовод», сотрудник маркетингового отдела Вячеслав Бушнев заметил: «Считаете, склад забит? Приезжайте весной или летом, и вы увидите здесь только выставочные экземпляры».
Александр Слюсарев